Контакты:

8(8652)22-11-35 заведующий
8(8652)22-11-34 методический
8(8652)22-11-32 бухгалтерия
ds35.stav@mail.ru

Адрес:

355040, Российская Федерация, Ставропольский край,
город Ставрополь,
улица Пирогова, 5б

Профилактика раннего неблагополучия семьи в образовательном учреждении

09.10.2023

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Именно в семье закладывается эмоциональный мир ребёнка, в семье ребёнок учится творить добро, быть упорным в достижении цели. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от
социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окружённые любовью и заботой родителей и близких.
Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушены семейные взаимоотношения, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Характерными чертами неблагополучной семьи являются внутренняя нестабильность, осознание невозможности удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут аморальный противоправный образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно — гигиеническим требованиям. Воспитанием детей,
как правило, родители не занимаются, пренебрегают базовыми нуждами детей, допускают жестокое обращение с детьми, выражающееся в побоях, безразличии, равнодушии, унижении.
В социально — неблагополучной семье нарушается структура, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, нарушается психологический климат, от внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений, снижается уровень доверия. Дети из таких семей менее успешны в социальных отношениях, часто имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы. Таким образом, проблема социальной, психолого-педагогической реабилитации неблагополучных семей становится весьма актуальной.
Профилактика неблагополучия и предупреждения социального сиротства детей – одна из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед образовательным учреждением. Стратегия работы с неблагополучными семьями прежде всего направлена на предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного уровня жизни и здоровья всех членов семьи, оказание психолого-педагогической и социальной помощи, а так же оказания помощи в достижении поставленных целей.
Специалистами образовательного учреждения делается упор на формирование социально-ориентированной, осознанной родительской позиции, коррекцию детско — родительских отношений, развитие навыков позитивного общения. Целью психолого — педагогического сопровождения семьи является создание, в рамках существующей социальной среды, условий для личностного роста и развития всех членов семьи. В контексте
ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства приоритетным направлением представляется восстановление функций семьи, обращение к ее внутренним резервам, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребёнка в семье. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав; принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи; принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации; — принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо; — принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей. Педагоги детского сада организуют свою
практическую деятельность в рамках социального, психолого -педагогического сопровождения семьи по следующим направлениям:

-диагностическое обследование семьи;

— развивающая и коррекционная деятельность;

— консультирование и просвещение родителей и специалистов.
С целью повышения эффективности работы с семьёй специалисты используют различные формы и методы: индивидуальные и групповые консультации, детско — родительские тренинги, практикумы, семинары, психологические игры, социальный патронаж, метод сети социальных контактов и так далее. Предметом семейного психолого – педагогического консультирования являются вопросы:

— в сфере организации быта:
обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка, организация его свободного времени, надзора за детьми; — в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и социальных вредностей;

  • в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;
  • в сфере воспитания детей: коррекция отклоняющегося поведения;
  •  в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых позитивных социальных связей, гармонизация детско-родительских отношений.
    Социально-психологический патронаж проводится с целью создания условий, которые помогут человеку самостоятельно справиться с жизненными трудностями и проблемами. Для реализации поставленной цели
    осуществляется ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций, динамика разрешения проблем, если
    контакт с семьей повторный. Анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций. Патронаж способствует улучшению физического и психического здоровья членов семьи, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний.
    Показателями эффективности работы с семьями в образовательном учреждении служат: снижение рецидивных нарушений детско –родительских отношений, выстраивание новых типов отношений в семье, разумная требовательность со стороны родителей, повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей, включение в социально — значимую деятельность, способствующей гармонизации семейных отношений.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта