Контакты:

8(8652)22-11-35 заведующий
8(8652)22-11-34 методический
8(8652)22-11-32 бухгалтерия
ds35.stav@mail.ru

Адрес:

355040, Российская Федерация, Ставропольский край,
город Ставрополь,
улица Пирогова, 5б

Практика «Дневник педагога»

02.08.2023

Практика наставничества, направленная на повышение профессионального мастерства молодых педагогов – «Дневник воспитателя».

Молодым педагогам дошкольных образовательных организаций мы рекомендуем выстроить траекторию профессионального роста, используя эффективный инструмент – рефлексивное обучение. Это означает, что педагог постоянно смотрит на то, что делает с воспитанниками, думает о том, почему он это делает, а что-либо другое – не делает. То есть, процесс самонаблюдения и самооценки включен на 100%. Вся информация заносится в «Дневник воспитателя».

Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта. Это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности, и понимать, как воспринимают его окружающие.

Цель: повышение педагогической и профессиональной компетентности молодых педагогов на основе осуществления оценки собственной деятельности и прогнозирования её конечного результата.

Задачи:

— формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога;

— формирование стремления к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением;

— активизация творческой деятельности педагога.

Следя за тем, что происходит в группе, а также фиксируя в дневнике, анализируя и оценивая эту информацию, педагог выявляет и исследует собственные практики и основополагающие убеждения. Это приводит к качественным изменениям и улучшениям, как в образовательно-воспитательном процессе, так и в самом педагоге. Конечно, если он сам к этому стремится.

Рефлексивное обучение — это средство профессионального развития, которое доступно каждый день.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:

— самопонимание и понимание другого объекта;

— самооценка и оценка других объектов;

— самоинтерпретация и интерпретация других субъектов.

Почему рефлексия — важно

Мы рефлексируем постоянно, в том числе общаясь с коллегами. Каждый педагог, наверняка, часто говорит кому-то: «Сегодня занятие прошло хорошо» или «мои дошколята, похоже, не поняли» или «дети сегодня так плохо себя вели»…

Однако, часто это бывает поверхностно. Не тратя времени на то, чтобы сосредоточиться на анализе произошедшего или без глубокого обсуждения молодой педагог может поспешить с выводами о том, почему что-то происходит. Например, может заметить реакцию на какой-то важный момент только более активных или привлекающих внимание воспитанников.

Рефлексивное обучение подразумевает более систематический процесс сбора, записи и анализа мыслей и наблюдений самого педагога, а также мыслей наших воспитанников, чтобы потом вводить какие-либо изменения в свою педагогическую практику.

Если занятие прошло хорошо, педагог, описывая его, может подумать, почему оно было успешным.

Если воспитанники не поняли материал, который представил педагог, либо были неактивны и инертны, то воспитателю нужно подумать о том, чего он не сделал, чтобы заинтересовать воспитанников, либо почему содержание оказалось сложным, какие возрастные особенности не были учтены.

Дневник воспитателя

Педагог может начать процесс рефлексии в ответ на конкретную проблему, возникшую с одним или несколькими воспитанниками, или просто как способ узнать больше о собственном педагогическом стиле.  Первым шагом является сбор информации о том, что происходит.

Самый простой способ начать процесс размышления — начать вести дневник. После каждого занятия педагог пишет в тетради о том, что произошло. Также целесообразно описать свои собственные реакции и чувства и те, которые педагог наблюдал со стороны воспитанников. Ведение дневника требует определенной дисциплины и времени, чтобы делать это на регулярной основе. Сегодня дневник можно вести как на бумаге, так и  онлайн — в закрытом блоге «только для себя», «для коллег» или даже публичном пространстве.

Вот несколько советов, на которых следует сосредоточиться, чтобы помочь молодым педагогам начать вести свой дневник.

  1. Позовите наставника (доброжелательных коллег)

Пригласите коллегу прийти на ваше занятие. Это может быть с простой задачей наблюдения или с помощью заметок. Можете даже дать ему конкретное задание, чтобы он отследил именно то, что вас сейчас волнует. Например, вы можете попросить своего коллегу сосредоточиться на том, какие модели взаимодействия происходят или как вы справляетесь с ошибками.

  1. Запишите занятие на видео или диктофон

Видео или аудиозаписи занятий могут предоставить очень полезную информацию для размышления — прекрасный материал для рефлексии.

Аудиозаписи могут быть полезны для анализа речи воспитателя.

  • Сколько вы говорите и сколько дети?
  • Понятны ли инструкции и объяснения?
  • Как вы реагируете на разговоры воспитанников?

Видеозаписи продемонстрируют собственное поведение молодого педагога.

  • Где вы располагаетесь и как передвигаетесь по групповой комнате?
  • С кем вы чаще говорите и каким тоном?
  • Какова реакция детей на ваши слова?
  1. Отзывы воспитанников

Вы можете спросить своих воспитанников, что они думают о том, что происходит в группе, как прошло занятие.

Что делать дальше

После того, как у вас есть информация о том, что происходит в вашей группе, что вы делаете?

  1. Подумайте

Возможно, вы заметили закономерности, возникающие в вашем стиле обучения и воспитания после наблюдения. Возможно, вы также заметили вещи, о которых ранее не знали. Возможно, вы были удивлены отзывами некоторых ваших воспитанников. Возможно, у вас уже есть идеи для того, чтобы что-то изменить.

  1. Поговорите

Просто поговорив с наставником о том, что вы обнаружили: вы можете совместно прийти к некоторым идеям о том, как действовать по-другому.

Если у вас есть коллеги, которые также хотят развиваться, используя рефлексию как инструмент, вы можете встретиться, чтобы обсудить проблемы. Обсуждение может быть основано на сценариях (кейсах) из конкретных случаев из вашей практики.

Используя список утверждений о тех или иных образовательных и воспитательных ценностях (например, совместная работа является ценным занятием, или лексика важнее грамматики), вы можете обсудить, например, с какими вы согласны или не согласны.

  1. Задайте вопросы сообществу

В социальных сетях, в группах воспитателей, обычно есть активные педагоги, которые готовы прийти на помощь коллеге. На свою ситуацию вы получите десятки разных мнений, которые позволят сформировать точку зрения на тот или иной педагогический случай.

Рефлексивное обучение — это циклический процесс, потому что как только молодой педагог начинает вносить изменения, тогда рефлексивный и оценочный цикл начинается снова.

  • Что вы делаете?
  • Зачем вы это делаете?
  • Насколько это эффективно?
  • Как реагируют дети?
  • Как вы можете сделать это лучше?

В результате размышления молодой педагог обязательно начнет делать что-то по-другому или, наоборот, утвердится в том, что все у него реализовано лучшим способом.  

Как показывает практика, многие опытные педагоги испытывают затруднения в оценке своей профессиональной деятельности. А ведь именно рефлексия является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления трудностей, стимулом к самосовершенствованию, способом прогнозирования конечного результата. Следовательно, использование практики «Дневник воспитателя» будет эффективным инструментом профессионального совершенствования не только для молодых воспитателей, но и для педагогов с большим стажем работы.

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта