Отчёт о деятельности группы за 4 квартал 2022 г.
15.12.2022В МБДОУ д/с № 35 действует одна группа казачьей направленности – старшая группа общеразвивающей направленности «Семицветик».
Списочный состав группы – 34 воспитанника.
Целью работы в группе казачьей направленности в ДОУ является духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе историко-культурных традиций казачества.
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе ознакомления с обычаями и традициями терского казачества и казаков-некрасовцев.
Задачи:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию Ставрополья;
- расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей;
- знакомство с традициями и культурой казачества;
- воспитание гражданской позиции, патриотических чувств, уважительного отношения к прошлому, настоящему, будущему малой родины.
Построение образовательного процесса обеспечивает достижение единства образовательных целей, преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста и осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями, партнёрами через организацию совместной образовательной деятельности, досуговых мероприятий, совместной, игровой, музыкальной деятельности, творческой, художественной, речевой, конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
Реализация регионального компонента в старшей группе казачьей направленности «Семицветик» активно включается во все виды деятельности с детьми и взрослыми:
— в совместную образовательную деятельность (осуществляется один раз в месяц);
— в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка в виде бесед, игровой деятельности, восприятия художественной литературы, просмотра презентаций, видео фильмов, рассматривания картин, альбомов, книг, различных видов художественного творчества, в досуговой деятельности;
— в совместную деятельность детей со сверстниками;
— в совместную деятельность с родителями воспитанников (участие в творческих выставках, фотовыставках, акциях к праздникам, пополнение и оснащение центров в группах, проведение совместных мероприятий, конкурсов);
— в работу с социальными партнёрами (посещение музея, встречи с атаманом – наставником, просмотр спектаклей творческой группы «Казачий формат»)
Планирование работы включает разделы:
«История казачества на Ставрополье»
- Знакомство детей с историей возникновения казачества.
- Тематическая беседа: «Деятельность Александра Суворова на Кавказе»
- Знакомство с историей возникновения крепости Азово-Моздокской линии, ставшей впоследствии городом Ставрополем.
- Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) края, города.
- Знакомство с историей города Ставрополя.
«Жизнь и быт казаков на Ставрополье»
- Знакомство детей с устройством казачьей хаты.
- Знакомство с обстановкой (столом, лавка, кровать, колыбелька и др.).
- Знакомство с устройством подворья (кабица, сарай, плетень, телега, колодец и др.).
- Знакомство с одеждой казака и казачки.
- Ремёсла.
- Предметы быта (коромысло, ухват, ушат, доска для стирки, прялка, веретено, утюг, дорожки, рушники и др.).
«Казачья культура»
- Знакомство с лексикой казаков.
- Знакомство с казачьим фольклором.
- Знакомство с основными казачьими праздниками
(Покров, Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный Спас и др.)
Ознакомление дошкольников с первым разделом «История казачества на Ставрополье» проходило с сентября по ноябрь 2022 года. В МБДОУ были проведены следующие мероприятия:
Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с семьей | |
Октябрь | «Моя большая семья».
Задачи: Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.
|
-Рассматривание репродукции картины И. Батюкова «Семья за столом»
-Игровые упражнения «Скажи быстро», «Кто больше назовет» -Чтение Д. Габе «Моя семья», Л. Толстой «Старый дед и внучек», сказка «Кукушка» обр. К. Шаров -Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье -Рассматривание семейных фотографий. -Казачьи подвижные игры «Ручеек», «Лапта» -Сюжетно – ролевая игра «Дочки — матери», «Семья», «В гости к бабушке» -Игры драматизации по сказкам: В. Осеева «Обычная старушка», «Сказка для мамочки» — Рисование «Моя семья» -Аппликация «Дом для большой семьи» |
Выставка совместного творчества «Мы одна дружная семья»
Пополнение и оснащение «Хаты казака» новыми экспонатами: предметы домашней утвари.
|
Ноябрь | «Кто такие казаки»
Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
|
-Рассматривание символов казачества
-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки» -Видео ролик «История казачества» -Чтение Л. Толстой «Стихи про казаков», Мицкевич Адам «Друзьям» -Слушание казачьих песен -Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок». -Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках -Рисование «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки» -Лепка «Конь для казака» |
Подбор пословиц, поговорок о казаках.
Совместная работа над пополнением развивающей среды группы атрибутами казачества.
Пополнение и оснащение в группе «Хата казака» новыми экспонатами.
|
В декабре 2022 года началось ознакомление дошкольников со вторым разделом «Жизнь и быт казаков на Ставрополье». Были проведены следующие мероприятия:
|
Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с семьей |
Декабрь | «Мы родом из казачьей семьи»
Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. |
-Сюжетно- ролевая игра «Казаки»
-Беседа «Воспитание детей – казачат» -Рассматривание репродукций картин С.И. Васильковского, П.М. Гречишкина -Чтение художественной литературы Ю.Жуков «Мифы и сказки о казаках» -Просмотр мультфильма «Как казак счастье искал» -Дидактическая игра «Детям о казаках» -Рисование «Каравай румяный» -Лепка из соленного теста «Казаки» -Подвижные казачьи игры «Волки во рву», «Заря» — Досуг «День матери-казачки» |
Привлечь родителей к созданию альбома «История казачества».
Фото — выставка «Новый год в моей семье».
Участие в украшении группы к новогоднему празднику |
Воспитание гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств должно начинаться с раннего детства и быть направлено на формирование у детей образа героя, защитника своей Родины, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитания чувства гордости за историю становления страны и потребности её защищать. Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно-патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков даёт возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.
Задайте вопрос или оставьте отзыв